Житель Искитима почти год возвращал полмиллиона рублей, которые приставы отправили однофамильцу в Белгород
Ошибка судебного пристава довела семью пенсионеров из Искитима до суда. Их ипотечную квартиру продали с торгов, сумму долга вернули банку-кредитору, а остаток должны были перечислить заемщику. Но пристав направила средства его полному тезке в Белгород.
Вернуть почти полмиллиона рублей для военного пенсионера Сергея Абрамова из Искитима оказалось делом нелегким, на это ушло 10 месяцев.
— Квартиру мы покупали по военному сертификату. Затем, когда дети наши разъехались, мы остались одни в 3-комнатной квартире. Мы решили поменяться на 2-комнатную с доплатой. А потом под залог этой квартиры мы взяли ссуду, — рассказал «Прецеденту» пенсионер.
Но оказалось, что пожилая чета Абрамовых не рассчитала своих сил и не смогла выплатить долг банку.
— Изначально ничего не предвещало беды, я работала и платила легко эту ссуду, а потом случилось так, что у меня диабет, я перенесла операцию, на левой ноге отняли палец, и работать я уже просто не смогла, — говорит супруга пенсионера Ирина Абрамова.
Через какое-то время банк потребовал выплатить долг с процентами, всего набежало 850 тысяч рублей. В августе 2021 года судебные приставы возбудили исполнительное производство в отношении должников, а в феврале единственную квартиру пенсионеров выставили на торги.
— Она ушла с торгов за 1,5 млн, банк забрал свои проценты, приставы тоже забрали свое положенное, и нам оставалось 473 тысяч рублей. Эти деньги приставы должны были перечислить на счет Сергея Николаевича. Но вместо этого, не проверяя паспортные данные и место рождения, пристав-исполнитель эти деньги перевела нашему однофамильцу. Они ушли Белгородскую область такому же Абрамову Сергею Николаевичу, такого же дня и года рождения, вот такое совпадение, — продолжает свою историю Ирина Абрамова.
Пенсионеры на протяжении нескольких месяцев обивали пороги отдела судебных приставов по Искитимскому району, но вернуть почти полмиллиона рублей им никто не спешил. Дело не сдвинулось с мертвой точки даже, когда вмешалась прокуратура и вынесла представление руководителю Искитимского отдела судебных приставов с требованием срочно принять меры и исправить ошибку.
— Мы говорим, это не наш счет. Но они целый март месяц нас мурыжили с тем, что это вас счет, это вас счет, езжайте в Белгородскую область, хи-хи ха-ха, забирайте свои деньги. Мы пришли в банк, там говорят, это счет не нашего региона, давай искать по всей стране и нашли вот в Белгородской области, — уверяет Ирина Абрамова.
В итоге главе семьи пришлось обращаться с иском в суд. То ли встреча со служителями Фемиды, то ли какие-то другие обстоятельства, произвели такое неизгладимое впечатление на пристава-исполнителя Анну Пасынкову, но как только стартовал процесс, пенсионеру тут же вернули причитающиеся средства.
— Получается, что февраля по декабрь они возвращали вот эти несчастные деньги, которые по ошибке сами же отправили в другую область, — сокрушается Сергей Абрамов.
«Прецедент» поинтересовался в региональном управлении ФССП, как подобная ошибка вообще могла произойти. И получили вот такой ответ:
— Причиной ошибочной идентификации гражданина является тот факт, что при этом применялись основные признаки: ФИО, дата и место рождения. Указанные данные не давали возможности идентифицировать его по причине полного совпадения у нескольких лиц. С 1 июля 2022 года вступили в силу изменения в федеральный закон «Об исполнительном производстве» в части положений об обязательном указании в исполнительных документах одного из идентификаторов должника, например, СНИЛС, паспорт или ИНН.
Такой подход позволит избегать ошибок, когда приставы обращают взыскания на полных тезок должников или, как в случае с Сергеем Абрамовым, наоборот, направляют средства двойникам. Впрочем, для пенсионера, которому пришлось пройти все круги бюрократического ада, в этом утешения мало. Они с супругой намерены, во что бы то ни стало, добиваться сатисфакции в суде.
— Мне позвонили и сказали, вы деньги получили? Получили. Заберите исковое заявление, что вы никаких претензий больше не имеете, — утверждает Сергей Абрамов. — Но мы хотим, чтобы нам заплатили моральную компенсацию, за то, что мы пострадали. Больше всего пострадала моя жена, которая попала из-за этого в больницу, у нее даже микроинфаркт был. Поэтому мы хотим чтобы их наказали.
Екатерина ВОВКУДАН